Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Отключить

130 лет назад был построен и открыт участок рельсовой дороги Ярославль-Кострома

25 января на паровозной тяге с вагоном-музеем на вокзал областного центра прибыл необычный железнодорожный состав. Ретро-поезд напомнил костромичам о том, что 130 лет назад был построен и открыт участок рельсовой дороги Ярославль-Кострома.
Необходимость строительства железной дороги диктовалась экономическим развитием городов Кострома и Нерехта. Быстро развивающаяся текстильная, лесообрабатывающая, мукомольная промышленности требовали новых путей подвоза сырья и сбыта готовой продукции. В 1874 - 1875 годах правление общества Московско-Ярославской железной дороги, которое возглавлял Савва Иванович Мамонтов, вошло с ходатайством о разрешении строительства железной дороги на Кострому. Необходимость её сооружения была признана министерством путей сообщения и министром финансов, но разрешение на её постройку тормозилось. Только через 12 лет последовал закон об отчуждении из частного владения земель и других имуществ под постройку костромской ветки Московско-Ярославской железной дороги. Начался завоз стройматериалов к техническим объектам и сооружениям трассы, а к концу года уже кипела работа на всех станциях, полустанках и разъездах железнодорожной ветки.
Общество за один год, с 1886-го года по 1887-й год, завершило свою работу. Кострома была включена в сеть железных дорог. 17 декабря 1887 года железнодорожная ветка вступила в эксплуатацию, получив связь с центром России городом Москвой и другими пунктами.
17 декабря 1887 года в 12 часов 10 минут станция Кострома встречала первый поезд из Ярославля. Паровоз был украшен флагами и зеленью. Вслед за паровозом следовало четыре вагона с пассажирами из Ярославля. В них ехали представители власти Ярославля и строительства. Протяженность костромского пути была 136 вёрст.
Правительству и обществу Московско-Ярославской железной дороги строительство данной ветки обошлось весьма дешево. Дело в том, что бывший председатель правления, благотворитель Федор Васильевич Чижов, «желая доставить своему родному городу железную дорогу», будучи сильно больным, в 1877 году (в год смерти) пожертвовал на её строительство собственные сбережения. Продолжателем его дела стал Савва Иванович Мамонтов, который финансировал строительство железнодорожной ветки.
С окончанием строительства и сдачи железной дороги в эксплуатацию началось бурное развитие города Костромы, его экономики. Но построенная дорога имела свой недостаток, она была подведена лишь до заволжской части города, а сам город был без неё. Мешала река Волга. Нужен был мост. Мост построили в мае 1932 года. А в июне со станции Кострома-Новая в столицу нашей родины г. Москву отправился первый пассажирский поезд. 17 июля 1932 года станция была открыта для всех грузовых операций.
Сегодня, спустя 130 лет, дорога «Ярославль-Кострома» по-прежнему используется для перевозки грузов и пассажиров. Ежедневно по ней проходят 32 состава.
Прибывший ретро-паровоз 50-х годов прошлого века серии «Л» по прозвищу «Лебедянка» СЖД был изготовлен на Коломенском заводе в 1953 году. Этот грузовой паровоз мощностью 2200 лошадиных сил на 100 километров расходует 2 тонны угля. Он был отреставрирован в Москве и теперь выезжает из депо только по особенным поводам. Именно такой повод отмечали костромичи и Северная железная дорога 25 января 2018 г.
В честь прославленных меценатов Федора Чижова и Саввы Мамонтова, которые стали не только инициаторами прокладки железной дороги, но и подарили костромичам стальной путь, на станции Кострома-Новая в 14.50 состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски. Ее размести¬ли у входа в вокзал со стороны перрона.
В данном мероприятии приняли участие студенты, представители педагогического коллектива, администрация Костромского энергетического техникума имени Федора Васильевича Чижова. Были возложены цветы к мемориальной доске, желающие посетили передвижной вагон-музей. Экспозиции музея познакомили нас с историей Северной железной дороги. Были представлены: документы и награды работников железной дороги, рельсы, макеты паровозов, оборудование монтёра железнодорожных путей, принадлежности машинистов начиная с XIX века, «шарманка» машиниста, оружие и многое другое.
Надо отметить, что открытие памятной доски, очень радует "Чижовцев" и говорит о том, что имя Федора Васильевича Чижова помнят, и мы этим именем гордимся!

Статью подготовила зав. музеем истории КЭТ Барышникова Н.В.